tempus logo
TEMPUS - UNITE
544390 - TEMPUS - 1 - 2013 - 1 - GR - TEMPUS - JPHES
University and Industry for the modernization of textile manufacturing sector in Belarus (UNITE)
Университет и промышленность для модернизации сектора текстильного производства в Беларуси

Положение
о взаимодействии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Приложение
Направления взаимодействия учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» с предприятиями, организациями реального сектора экономики

1 Общие положения


1.1. Настоящее положение разработано в рамках проекта № 544390- TEMPUS- 1-2013 -1-GR-TEMPUS- JPHES с целью совершенствования форм сотрудничества БГЭУ с предприятиями-партнерами (работодателями), направленных на повышение качества подготовки специалистов, улучшение организации образовательного процесса и трудоустройства выпускников.

1.2. Настоящее Положение разработано на основе следующих документов:

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2011 № 849 «Об утверждении Положения о порядке открытия подготовки по профилям образования, направлениям образования, специальностям, направлениям специальностей, специализациям»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07. 2011 № 972 «О некоторых вопросах формирования заказа на подготовку кадров»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 «Об утверждении Положения о практике студентов, курсантов, слушателей» в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 №1049;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»;

- Кодекс Республики Беларусь об образовании;

- приказы и распоряжения ректора БГЭУ.

1.3 В настоящем Положении под предприятиями и организациями реального сектора экономики понимаются субъекты хозяйствования различных форм собственности, являющиеся работодателями, нанимателями и заказчиками кадров, которых готовит университет, партнерами в выполнении научно-исследовательских работ, в проведении совместных мероприятий.

1.4 Настоящее Положение обязательно к выполнению всеми структурными подразделениями, участвующими в обеспечении сотрудничества с работодателями (далее взаимодействие).


2 Цели и задачи взаимодействия


2.1. Основными целями взаимодействия являются:

- повышение качества подготовки специалистов;

- прогнозирование изменений на рынке труда и на этой основе корректировка структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- укрепление партнерских отношений с работодателями;

- своевременное внесение изменений в учебные планы и учебные программы по предложениям заказчиков кадров;

- развитие научной интеграции университета и партнеров;

- повышение квалификации сотрудников предприятий;

- содействие работодателям в подборе персонала.

2.2 Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

- создание системы взаимодействия университета и работодателей через структурные подразделения вуза;

- разработка нормативной документации, определяющей обязанности подразделений и должностных лиц университета по взаимодействию с партнерами

- разработка механизма привлечения ведущих специалистов предприятий к образовательному процессу;

- заключение договоров о сотрудничестве;

- обобщение опыта взаимодействия.


3 Основные направления взаимодействия


Сотрудничество университета с субъектами хозяйствования осуществляется по следующим основным направлениям:

3.1 Мониторинг потребности в кадрах на рынке труда и определение наиболее востребованных специальностей в текущий момент и на перспективу.

3.2 Выработка требований к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам специалиста.

3.3 Участие ведущих специалистов - практиков в образовательном процессе, в работе государственных экзаменационных комиссий; Совместная разработка тематики курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций;

3.4 Организация и проведение практики студентов;

3.5 Формирование заказа на подготовку специалистов и трудоустройство выпускников, организация ярмарок вакансий;

3.6 Переподготовка и повышение квалификации работников предприятий и организаций;

3.7 Проведение совместных научно-исследовательских работ прикладного характера;

3.8 Организация и проведение стажировки профессорско-преподавательского состава университета на предприятиях;

3.9 Профориентационная работа в организациях;

3.10 Взаимное информирование о проводимых мероприятиях;

3.11 Оценка удовлетворенности потребителей (работодателей, выпускников);

3.12 Создание и организация работы филиалов кафедр на предприятиях.


4 Организация взаимодействия


Общее руководство по взаимодействию университета с работодателями осуществляет ректор, делегируя часть полномочий отдельным структурным подразделениям или должностным лицам в соответствии с их функциями и задачами. Взаимодействие осуществляется по направлениям, изложенным в разделе 3 настоящего Положения.

Контактным лицом от университета для организации взаимодействия является начальник ЦКОП, который в зависимости от ситуации определяет подразделение или специалиста для решения конкретной задачи.

4.1 Мониторинг потребностей в кадрах на рынке труда и определение наиболее востребованных специальностей.

Основные подразделения, реализующие данное направление взаимодействия, - деканаты и выпускающие кафедры, ответственные – деканы факультетов и заведующие кафедрами.

Проводится анализ результатов трудоустройства выпускников нескольких предыдущих лет, информации Министерства труда и социальной защиты о постановке на учет в центрах занятости, наличие заявок на молодых специалистов на текущий год, устанавливаются непосредственные контакты с работодателями. На основе проводимого анализа разрабатываются предложения о прекращении или сокращении набора на имеющиеся специальности, либо об открытии новых. При открытии новой специальности кафедра готовит пакет документов, среди которых заявленная потребность предприятий на подготовку, результаты маркетинговых исследований и потребностей отраслей экономики в специалистах, перечень организаций, в которых будет проходить практика студентов данной специальности.

По результатам мониторинга деканы факультетов формируют предложения в план приема по специальностям на очередной учебный год.

4.2 Выработка требований к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам специалиста.

Проекты образовательных стандартов, в которых сформулированы данные требования, разрабатываются научно - методическими советами по специальностям. Они формируются из профессоров и доцентов кафедр БГЭУ и взаимодействующих учреждений высшего образования. Представители работодателей могут участвовать в работе комиссий либо в составе рабочей группы, либо в качестве экспертов. Ответственными за разработку являются председатели научно-методических советов. Одновременно с формированием профессиональных компетенций совместно разрабатываются типовые учебные планы, определяется перечень учебных дисциплин, их объем и содержание. Проекты стандартов согласовываются с одной или несколькими ведущими организациями соответствующей отрасли и направляются на утверждение в Министерство образования.

4.3. Участие ведущих специалистов-практиков в образовательном процессе, в работе государственных экзаменационных комиссий.

Ответственность за приглашение специалистов для работы в университете и организацию работы ГЭК несет заведующий кафедрой. После проверки соответствия необходимых документов требованиям высшей школы отделом управления персоналом специалист оформляется на работу по совместительству либо на условиях почасовой оплаты труда. Согласно установленной учебной нагрузке специалисты проводят лекционные и практические занятия, руководят написанием студентами курсовых и дипломных работ, участвуют в текущей и итоговой аттестации обучающихся, обеспечивают переподготовку и повышение квалификации, осуществляют рецензирование дипломных работ и магистерских диссертаций.

При организации работы государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) заведующие кафедрами привлекают в качестве председателей и членов ГЭК ведущих специалистов соответствующих отраслей экономики. Их участие организуется через заключение договоров на выполнение работы на условиях почасовой оплаты труда.

Предложения кафедр по кандидатурам председателей ГЭК обобщаются сотрудниками ЦКОП и направляются в Министерство образования для утверждения.

4.4. Организация и проведение практики студентов.

Основным звеном, организующим практику студентов, является кафедра. Отдельные вопросы решаются деканатами факультетов и ЦКОП в лице руководителя практики. Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое обеспечение практики несут заведующие кафедрами, общий контроль осуществляет первый проректор. Основанием для проведения практики является приказ ректора, определяющий сроки практики и конкретные обязанности должностных лиц.

Кафедры:

- разрабатывают и при необходимости пересматривают программы практики;

- осуществляют выбор организаций и по согласованию с ними формируют заявку по количеству студентов, направляемых на практику;

- назначают руководителей практики от кафедры;

- распределяют студентов по местам практики, график распределения представляют в ЦКОП;

- обеспечивают ознакомление руководителей практики от организаций с программами практики;

- разрабатывают индивидуальные задания студентам применительно к условиям проведения практики на конкретном предприятии;

- обеспечивают студентов необходимыми документами для прохождения практики;

- совместно с руководителями практики от организации осуществляют руководство практикой студентов;

- осуществляют контроль за прохождением практики студентами.

Деканаты:

- организуют проведение собраний студентов по вопросам практики;

- организуют проведение инструктажа студентов по охране труда;

Руководитель практики от университета:

- согласовывает с организациями условия прохождения практики;

- заключает договоры с предприятиями на проведение практики и доводит до кафедр информацию о наличии мест практики согласно договорам;

- заключает договоры с сотрудниками предприятий, назначенными руководителями преддипломной практики студентов;

- готовит необходимые документы для оплаты труда сотрудников предприятий за руководство практикой;

- осуществляют контроль за прохождением практики студентами.

Организация практики студентов на предприятии осуществляется в соответствии с приказом руководителя. Этим же приказом назначаются непосредственные руководители практики из числа опытных работников.

Руководитель практики от организации обязан:

- изучить программу практики;

- ознакомить практикантов с организацией, правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;

- обеспечить нормальные условия для прохождения практики;

- назначить время консультаций, консультировать студентов по

вопросам, предусмотренным программой практики;

- организовать выполнение индивидуального задания студента;

- проверять ведение студентами дневников практики;

- по окончании практики проверить и подписать отчеты и дневники практики, составить письменный отзыв о работе студента во время практики.

4.5. Формирование заказа на подготовку специалистов и трудоустройство выпускников, организация и проведение ярмарок вакансий

Работу по данному направлению организуют деканы факультетов, которые несут ответственность за ее результаты.

Основными задачами прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа являются:

- определение дополнительной потребности в специалистах;

- оптимизация подготовки кадров путем установления учреждениям образования контрольных цифр приема на основании заказа.

Дополнительная потребность – это потребность в выпускниках учреждения образования в год их выпуска для пополнения кадрового состава организаций.

Организации (предприятия) подают в университет заявки на подготовку специалистов или заключают договор о взаимодействии. При необходимости в договор вносятся изменения и дополнения.

Сведения о поступивших заявках от предприятий на подготовку аккумулируются в ЦКОП, а затем передаются на соответствующие факультеты для подготовки предложений в план приема на текущий учебный год. Обобщенные данные в виде проекта контрольных цифр приема направляются в Министерство образования.

Основным звеном в вопросе трудоустройства выпускников является факультет (деканат и выпускающие кафедры). Принимают участие в работе студенческий отдел кадров ЦККП (СОК) и ЦКОП.

Ответственность за организацию распределения студентов и его результаты возлагаются на деканов факультетов.

Декан факультета (заведующий кафедрой) собирает заявки организаций на молодых специалистов по специальностям (специализациям), по которым ведется подготовка на факультете (кафедре) и доводит их до сведения выпускников, осуществляет непосредственные контакты с кадровыми службами предприятий для обеспечения первым рабочим местом всех студентов, обучавшихся за счет бюджетных средств. ЦКОП (руководитель практики) готовит проект приказа о составах и сроках работы комиссий по распределению выпускников. График распределения размещается на сайте БГЭУ, при необходимости рассылается заинтересованным организациям.

Комиссии по распределению проводят заседания с оформлением протоколов и ведомостей, которые вместе с заявками сотрудником деканата передаются в студенческий отдел кадров (СОК). В работе комиссий могут принимать участие представители предприятий.

Студенческий отдел кадров:

- обобщает сведения по распределению, доводит их до ректората и представляет в министерство образования в установленные сроки;

- оформляет выпускникам свидетельства о направлении на работу;

- уведомляет предприятия о направлении к ним молодых специалистов и контролирует их прибытие к месту работы;

- ведет ведомость персонального учета выпускников в течение сроков обязательной работы по распределению;

- организует перераспределение выпускников.

Наниматели обязаны письменно сообщать в университет о приеме на работу молодых специалистов или их увольнении в месячный срок.

Для более тесного взаимодействия с работодателями в университете ежегодно проводится студенческая ярмарка вакансий с приглашением представителей предприятий различных форм собственности, являющихся заказчиками кадров.

Общее руководство проведение ярмарки осуществляет первый проректор. В организации данного мероприятия принимают участие деканаты факультетов, кафедры, ЦКОП, Центр развития информационных технологий (ЦРИТ). ЦКОП готовит проект приказа о проведении ярмарки, информацию для размещения на сайте университета, совместно с деканатами и кафедрами обеспечивает оповещение заинтересованных сторон, организует проведение ярмарки и обобщает ее результаты.

Кафедра экономической социологии проводит социологический опрос участников и обработку результатов анкетирования, которые используются для улучшения организации ярмарки и совершенствования образовательного процесса в целом.

4.6. Дополнительное образование взрослых

Переподготовка и повышение квалификации работников предприятий и организаций осуществляет Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров (ИПК и ПЭК). Ответственность за организацию данного направления несет директор института.

Факультет переподготовки «Консалтторгцентр» ведет переподготовку руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

Факультет повышения квалификации обеспечивает повышение квалификации руководителей и специалистов со средним специальным и высшим образованием по различным программам обучения, организует краткосрочные курсы и семинары.

Деканы факультетов, заведующие кафедрами осуществляют маркетинговые исследования по изучению рынка труда с целью определения наиболее востребованных специальностей и программ обучения, организуют информирование министерств, ведомств, предприятий о возможностях института.

На основании поступивших заявок формируются учебные группы и организуется учебный процесс силами штатного профессорско-преподавательского состава либо с привлечением ведущих специалистов отраслей экономики. Проводится оценка удовлетворенности обучаемых качеством предоставляемых услуг.

4.7. Проведение совместных научно-исследовательских работ прикладного характера

Ответственность за организацию научно-исследовательской работы возлагается на проректора по научной работе.

Координацию взаимодействия университета с предприятиями по выполнению НИР осуществляет центр научных исследований (ЦНИ), основными функциями которого являются:

- формирование тематики исследований в соответствии с основными научными направлениями БГЭУ и предложений предприятий;

- организация НИР, выполняемых по государственным, отраслевым и региональным научным программам, с привлечением представителей предприятий;

- организация НИР по договорам, заключенным с заказчиками и финансируемым за счет их собственных средств.

Выполнением НИР занимаются профессорско-преподавательский состав кафедр, научные сотрудники центров, аспиранты и докторанты.

На основании технических заданий, сформированных заказчиком, в которых определяются цели, задачи, ожидаемые результаты, сроки выполнения, приказом ректора создается команда исполнителей (временный научный коллектив (ВНК)), назначается руководитель, составляется и согласуется с заказчиком календарный план и протокол договорной цены.

По окончании каждого этапа работы оформляется отчет сдачи научно-технической продукции, по окончании всей работы – заключительный отчет,

Студенческую НИР организует студенческое исследовательское бюро, входящее в состав управления подготовки научных кадров высшей квалификации (УПНКВК).

Студенты участвуют в выполнении госбюджетных и договорных тем либо в составе ВНК, либо в составе студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ). С лучшими студенческими работами работодатели могут познакомиться на сайте университета.

4.8. Организация и проведение стажировок профессорско-преподавательского состава университета на предприятиях

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета организуют управление по подготовке научных кадров высшей квалификации.

С целью изучения современного состояния производства, инновационных технологий в различных отраслях экономики преподаватели университета проходят стажировку во взаимодействующих организациях. Инициируют это направление работы кафедры, а реализуется оно через УПНКВК. Ответственность за выполнение планов повышения квалификации ППС несет заведующий кафедрой. По предварительной договоренности кафедры с организацией оформляются необходимые документы, план стажировки, издается приказ ректора. По окончании стажировки преподаватель составляет отчет. Приобретенный опыт используется при подготовке и проведении учебных занятий.

4.9. Профориентационная работа в организациях

Профориентационная работа проводится с целью привлечения работников предприятий к получению первого и второго высшего образования, к обучению в магистратуре, для переподготовки и повышения квалификации.

Организует работу первый проректор. Деканы факультетов, заведующие кафедрами, ППС, ЦКОП участвуют в организации и проведении профориентационной кампании, проводят дни открытых дверей, готовят материалы для участия в международной выставке «Образование и карьера», выезжают непосредственно в организации, приглашают представителей предприятий на мероприятия, проводимые в университете.

4.10. Взаимное информирование о проводимых мероприятиях

Основной источник информации о мероприятиях, проводимых в университете, - сайт БГЭУ, ведение и сопровождение которого осуществляет отдел «Интернет» ЦРИТ.

Ответственность за сайт возложена на проректора по учебной работе.

Размещение информации на сайте производится с разрешения проректора по учебной работе, в подчинении которого находится подразделение. Сведения о проводимых мероприятиях, как правило, размещаются на главной странице в разделе «Новости». Через систему поддержки трудоустройства молодых специалистов «Старт-карьера» работодатели имеют возможность предложить имеющиеся вакансии на специалистов, а студенты - ознакомиться с ними и предложить свою кандидатуру на рынок труда.

Одновременно с размещением информации на сайте о проводимых мероприятиях заинтересованным организациям сообщается почтой или по телефону.

Информирование университета о мероприятиях, планируемых в организациях, осуществляется аналогичным образом.

4.11. Оценка удовлетворенности потребителей

Учебно-методический отдел менеджмента качества (УМОМК), входящий в структуру ЦКОП, ежегодно осуществляет оценку удовлетворенности потребителей качеством подготовки специалистов. С этой целью деканаты факультетов организуют анкетирование руководителей и работников организаций, в т.ч. выпускников университета различных лет. В анкетах ставятся вопросы о профессионализме и компетенции специалистов, актуальности полученных знаний, и их соответствии требованиям производства, доступности и полноте информации об университете, обобщенной оценке качества оказываемых услуг, готовности к дальнейшему сотрудничеству. Обработку анкет выполняет кафедра экономической социологии. По ее результатам УМОМК проводит анализ полученных предложений, разрабатывает рекомендации по их реализации и доводит до сведения руководства университета для принятия решений.

За организацию работы по данному направлению отвечает начальник УМОМК.

4.12. Создание и организация работы филиалов кафедр на предприятиях

Филиал кафедры создается в интересах расширения возможностей кафедры по осуществлению образовательного процесса через сотрудничество с организациями отраслей экономики.

Целями и задачами филиала являются:

- обеспечение взаимодействия с профессиональной средой, поддержание сложившихся связей с предприятиями;

- обмен консультациями, опытом практической и научной деятельности между специалистами образовательной, производственной и научной сфер;

- координация работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ, основанных на практическом опыте;

- организация всех видов практики, закрепление теоретических знаний;

- проведение совместных семинаров, конференций, круглых столов с привлечением студентов, преподавателей и работников организаций;

- совершенствование профессионализма ППС;

- проведение мониторинга требований, предъявляемых к специалисту;

- подготовка публикаций научного и практического характера по результатам совместных НИР.

Ответственность за открытие филиала и организацию его работы несет заведующий кафедрой. Процедура предусматривает заключение двухстороннего соглашения (договора), разработку и утверждение положения о филиале, рассмотрение на Совете университета и подготовку проекта приказа об открытии филиала.

Кафедра ежегодно составляет план работы филиала, согласовывает его с предприятием-партнером и периодически отчитывается за функционирование на заседаниях ректората, Совета университета, научно-методического совета.

5. Заключительные положения

5.1 Сотрудничество с предприятиями реального сектора экономики кафедры планируют одновременно с планированием работы кафедры на учебный год в разделе «Связи и помощь производству».

5.2 Отчет факультета по итогам работы за учебный год должен содержать раздел о взаимодействии с организациями.


 

 

 

Положение рассмотрено и
рекомендовано к утверждению
на заседании научно-методического
совета (протокол от 18.06.2014 № 5).